Основное строительство: кровля

В строительстве любой части дома – будь то фундамент, стены, оконные системы или кровли - существует «список» принципиальных положений, которые необходимо знать будущему домовладельцу. В противном случае неизбежна «детская болезнь» неразумной экономии, приводящая в итоге к неразумным затратам. Выбор и устройство кровли тоже предполагают «канонический» минимум знаний.

На чем нельзя экономить

…На красоте
Нередко люди, потратившись на роскошные фасады, «обделяют» кровлю,

забывая о том, что кровля, по существу, - «пятый фасад».

Иными словами, она должна соответствовать архитектурной стилистике дома. Если дом возводится в стиле классицизма, в английской или немецкой традициях - ясное дело, покрывать его металлом (пусть даже дорогим!) означает создавать уродливый гибрид. В этом случае нужна черепица - лучше, если натуральная (для английского стиля в идеале - дорогая сланцевая), но и цементно-песчаная подойдет (хотя нередко общая стоимость работ с обоими видами вполне сравнима). А для дома в современном авангардном, конструктивистском стилях, разумеется, в большей степени подходят различные виды металлического покрытия. В общем, стоит слушаться архитектора.

…На комплектующих
Неискушенного заказчика часто раздражает масса всяких планок, подкладочных ковров, герметиков, зажимов и прочих деталей, которые в своей совокупности порой выливаются в

цену, сравнимую со стоимостью всего кровельного материала.

Но это вовсе не декоративные аксессуары. Каждый элемент выполняет важную функцию в системе поддержания целостности и герметичности кровли, а значит, и в защите дома от агрессивного воздействия внешней среды. Кроме того, при отказе от части комплектующих солидные фирмы, как правило, отказывают заказчику в гарантии на кровлю.

…На пароизоляции, качестве утеплителя, ветрозащите
Как ни странно, экономия на этих «позициях» – довольно распространенное явление даже в элитных коттеджных поселках. Использование более дешевых пароизоляторов, чересчур тонкого утеплителя, отказ от ветрозащиты (в этом случае фракции теплоизолятора попросту выдуваются) – все это приводит к потерям тепла, застою влаги, гниению, появлению и развитию грибковых колоний… А там от «болезни» дома, требующей затратного лечения-ремонта, до аллергий и прочих «необъяснимо­хронических» недугов самих хозяев рукой подать.

…На комплекте доборов для водостоков

Элементы, необходимые для отвода воды с кровли, обычно включены в комплекты кровельных материалов,

предлагаемых крупными фирмами. Формы и материалы этих доборов необходимо подбирать заранее, на стадии выбора кровли. Во­-первых, здесь тоже важно соблюдение стиля: например, керамической крыше скорее подойдет медный, чем пластиковый водосток. Во-­вторых, соблюдение размеров. Водосточная система должна соответствовать площади крыши, иначе она не справится с напором воды, за что поплатятся в итоге стены и фундамент. Стоит также проложить по системе электронагревательный кабель во избежание опасных наледей… А заодно не забыть еще две важные вещи: а) на стадии проекта позаботиться об устройстве лотков по отмостке, чтобы не было промывов под фундамент, и не пожалеть денег на мелочь – специальные водосточные цепи, нужные для направления стока; б) не экономить время на регулярную весенне-осеннюю прочистку всех элементов водостока.

Кровельный пирог: рецепт начинки

Лучшее средство избежать как излишней экономии, так и неразумных затрат – это

хотя бы поверхностно вникнуть в достаточно сложное устройство кровли.

Тогда и разговор с архитектором обретет вполне ясный смысл.

Несущей конструкцией крыши является система стропил. Она создает архитектуру кровли и принимает на себя все внешние нагрузки – снег, напор ветра и дождя, а заодно и суммарный вес «слоеного кровельного пирога». Для каждого типа кровли существует свой стандартный шаг стропил. Однако в России есть своя особенность – делать все монументально и максимально прочно. Это значит – чаще, чем нужно (и это – не минус), используются стропы с обрезом как минимум 150х50 и шагом 60–80 см, что соответствует стандарту для черепичной крыши. С таким стандартом сживется (также и в случае замены) любая кровля и смирится любая «стандартная» российская стихия…

Изолируемся по полной
В наши дни лучшие гидроизоляционные материалы поставляются в комплекте производителями кровель того или иного типа. В качестве образцов стоит упомянуть битумно-­полимерные материалы Техноэласт, разработанные компанией ТехноНИКОЛЬ для мягкой кровли собственного производства. В свою очередь KATEPAL YO, финский производитель мягкой черепицы RUFLEX, также предлагает свой фирменный изолятор.

Среди утеплителей наиболее популярны минеральная (каменная) вата и различные виды стекловолокна.

Минеральная вата долговечна, не дает усадки, не горит и безупречна в плане экологичности.

Наиболее авторитетными марками признаны на нашем рынке ROCKWOOL, ISOROC, PAROC. Помимо универсальных утеплителей эти фирмы выпускают специальные утеплители для кровель, отличающиеся повышенными свойствами жесткости и звукоизоляции.

 

Стекловолокно особо устойчиво к химическим и бактериальным воздействиям и к тому же идеально в плане звукоизоляции. В наших климатических условиях стоит заказывать этот материал, предварительно пропитанный водоотталкивающими растворами. В этом секторе наиболее востребованные марки – URSA и ISOVER.

Любой теплоизоляционный материал должен быть надежно защищен от поднимающейся снизу влаги. Обычно для этого используют алюминиевую фольгу и/или полиэтиленовую пленку.

Чтобы теплоизолятор свободно «дышал», на него нужно уложить диффузионную пленку,

пропускающую влагу односторонне – снизу вверх. В этом секторе стоит отметить мембраны Tyvek компании DuPont.

Выбор кровли – все относительно

Современный рынок представляет множество видов традиционной и высокотехнологичной кровли, сравнивать которые по принципу «лучше–хуже» не совсем корректно.

 

 Каждый из видов имеет вполне определенные достоинства, вписывающиеся в «теорию относительности» архитектурных стилей, вкусов и долгосрочных (или краткосрочных) планов домовладельца.

Натуральная кровля

 
По европейским стандартам самый «живой», уютный и долговечный материал – натуральная керамическая черепица.

Обычная красная, ангобированная и роскошная глазурованная, радующая глаз волшебным сиянием.

Глазурованная черепица сейчас крайне популярна в Европе и обеспечивает до 60% продаж, несмотря на все нынешние трудности еврорынка. Гарантию на нее дают 20–30 лет, однако служит она веками. Примерная стоимость составляет 28–35 евро за м2. Ведущие марки – BRAAS, CREATON, MEYER-HOLSEN, JACOBI, VON MUELLER DACHZIEGEL, ERLUS, KORAMIC, DACHKERAMIC, VITTINGE TEGEL.

Выше – по статусу и цене – керамической черепицы только сланцевая. Гарантия на этот штучный, то есть при сборе соответствующий любому участку кровли, материал сопоставима с его возрастом в 350–400 млн лет.

 

Гибкая черепица
Гибкая черепица очень проста в монтаже. BRAAS

 Она дорога – от 60 до 150 евро/м2– но очень престижна. Ею крыты древние замки Европы, для дома в английском стиле она подходит идеально. Главные поставщики сланцевой кровли – THEIS-BOEGER RATHSHECK SCHIEFER.

Технологии нового века создали два вида минеральных черепиц, широко применяемых в строительстве. Ближайший

«родственник» керамической черепицы – цементно-песчаная, производимая из природного кварцевого песка.

Будучи в 2–3 раза дешевле первой, она удобна в реализации сложных архитектурных замыслов, приспособлена к осадочным деформациям, легко выдерживает температурные колебания и сильные ветровые нагрузки, огнестойка, прекрасный звукоизолятор. При выборе этого типа кровли важно делать ставку на авторитетные марки (BENDERS, БРААС), поскольку рынок изобилует недолговечным и быстро выцветающим товаром сомнительных фирм. Стандартная фабричная гарантия должна составлять не менее 30 лет.

 

Сланцевая черепица
Сланцевой черепицей покрывали еще древние замки Европы

 

 

 

 

Мягкая кровля

 

 

«Хит» эпохи, несомненно, – мягкая или гибкая черепица, состоящая их стеклохолста и битума со специальными добавками. Она пластична, легка, рельефна, устойчива к механическим воздействиям, проста в монтаже, обеспечивает идеальную гидроизоляцию. При этом

она максимально эстетична, подходит для архитектурных проектов любой сложности и предлагает практически любые расцветки.

Применительно к сложным кровлям этот тип покрытия соответствует оптимальному балансу цены и качества с «коэффициентом» длительной эксплуатации. Мягкая черепица кладется на водостойкую фанеру. Она не дешева, но на ней экономить нельзя. Это, пожалуй, главная «трудность», с которой необходимо смириться заказчику.

Крупнейший отечественный производитель мягкой кровли, успешно конкурирующий по всем показателям с западными фирмами, – компания ТехноНИКОЛЬ. Ведущие зарубежные марки – финский концерн KATEPAL OY, итальянская компания TEGOLA CANADESE, американская IKO и евроконцерн ICIPAL.

Металлическая кровля

 
Ее выбор – это два уровня затрат с большим разрывом. Более экономичный – металлочерепица, изобретенная и любимая финнами. Это стальной лист, оцинкованный с обеих сторон, а с наружной покрытый пластиком. У этого материала масса достоинств, среди которых не последние –

минимальные трудозатраты на проведение монтажа и на последующий уход.

В наших условиях дополнительно стоит раскошелиться лишь на снегозадержатели.

Основные импортеры металлочерепицы – финские компании RUUKKI, WECKMAN PLANNJA, а также бельгийская CoverSYS и шведская MERASYSTEM. Российские – МЕТАЛЛПРОФИЛЬ и ИНСИ – тоже стараются не отставать. Наиболее высокотехнологической маркой в этом секторе остается бельгийская MetroBond, предлагающая многослойную черепицу из стали, цинко-алюминиевого и базальтового покрытия. Все большую популярность завоевывает и легкая, прочная, долговечная алюминиевая металлочерепица.

Однако наиболее прочными, долговечными, престижными и наиболее эстетичными материалами для металлической кровли остаются древняя и аристократичная медь (основной импортер – KME) и созданный в 60-х годах сплав цинк-титан, состоящий из очищенного цинка и легирующих добавок – титана, меди и алюминия (на нашем рынке главный бренд – RHEINZINK).

Медь, идеальная для пологих крыш, создает со временем уникальную живописную фактуру.

Цинк-титан пластичен и практически не требует ухода. Кровля из этих материалов дорогая – до 100 евро/м2 и выше. Но разве скромное обаяние не требует жертв?Кровельный пирог 

Кровельный «пирог»

Кровельный материал укладывается на шаговую обрешетку со стандартным шагом для каждого из основных материалов. Под ней устраивается кронтробрешетка, под которой в свою очередь закрепляется гидроизоляционный материал. Обрешетка формирует вентиляционную полость, необходимую для нормальной «жизнедеятельности» кровли. В случае устройства мансарды это основной вентиляционный объем, высота которого не превышает 5 - 8 см. Но при наличии холодного чердака, где вентиляцию обеспечивает все пространство, роль этой узкой полости отнюдь не отменяется.

Под гидроизолятором - еще несколько слоев начинки: ветрозащитный материал, диффузионная паропропускающая пленка, плитный теплоизолятор и, ниже, пароизоляционный слой, обеспечивающий сухость теплоизолятору.

В случае устройства холодного чердака можно использовать не плитный, а более экономичный мягкий теплоизолятор,

поскольку он кладется на горизонтальную поверхность.

Вентиляция

Вентиляция

Ее схема предельно проста: приток воздуха - в карнизной части, а вытяжка - в коньковой. Не так давно на Западе было придумано очень полезное новшество – делать вытяжку более производительной, чем стандартный забор. Это обеспечивает активный подсос воздуха снизу, а значит, и активную прокачку - просушку воздуха в вентиляционном пространстве.

 

Сколько стоит кровля

 

При оптимальном расчете кровля забирает от 8 до 15% от общей стоимости дома. При этом, как известно, кровля тем дороже, чем:

 

А. сложнее архитектурные излишества (к примеру, в виде «новомосковского стиля с башенками»)

Б. круче скат крыши

В. дороже сам материал, диктующий в диапазоне «средний – высокий класс» разброс цен, превышающий порядок: от 10 до 150 евро за кв. метр!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________________________

© LANS MEDIA, журнал «Частный Дом» № 2 (35), 2006.
Текст: Сергей Смирнов. Консультанты: Дмитрий Самыслин - исп. директор, фирма «Кирилл», Роман Саблин - PR-менеджер, ТехноНИКОЛЬ